По трассе марафона VikingArannet.

20 февраля 2011 года. Фёдор Ельцов

В сообществе Санкт-Петербургских велосипедистов, в клубе ВелоПитер, есть некоторое количество любителей прокатиться по морозцу зимой. Особенно интересно катание по замершим водоёмам, ведь там нет ни грязи, ни соли, а когда везде всё засыпано снегом, на озерах бывает открытый лед или твердый наст. По льду на специальных шипованных покрышках едешь, как по асфальту! Каждый год совершаются поездки на велосипеде по льду Ладоги и Финского залива, по многочисленным озерам. Почётный председатель и основатель клуба ВелоПитер, так и вообще, практикует длительные велосипедные экспедиции по льдам рек, озер, морей и зимникам. В этом году зима выдалась хорошая, но снег пошел сразу и моментально завалил весь лед. Так что пришлось искать расчищенные ледовые дороги. И таковые нашлись в Швеции. Дело в том, что там популярно катание на коньках по естественному льду, и каждый год проводится марафон VikingArannet из Упсалы в Стокгольм, который проходит по системе озер. В снежные годы на озерах расчищаются ледовые дорожки для конькобежцев, а к марафону они соединяются в единую трассу. На трассе есть несколько обходов (полыньи, протоки, камыши, переходы из озера в озеро). Вся трасса длиной в 80 км. Изначально было решено проехать трассу сразу после марафона на велосипедах, так как тогда велосипедисты никому из конькобежцев точно не помешают. Некоторые из велосипедистов, а именно я, решили проехать марафон, как положено, на коньках. Уже с середины 90х годов в Санкт-Петербурге существует клуб любителей катания на коньках по природному льду, я к нему имею отношение. Поэтому мне было очень интересно съездить в страну, где это вид активного отдыха наиболее развит.

Изначально я собирался участвовать в марафоне, в это время велосипедисты бы «пасли» меня на ВелоТуровском микроавтобусе, а на следующий день велосипедисты выехали на лед, а я бы их «пас» с автобусом. Но в результате мы поехали через неделю после марафона все вместе по марафонской трассе, а в автобусе ехал наш «невелосипедный» приятель.

Марафон прошел в этом году 13 февраля. Мы же выехали 19 февраля утром, езда по льду состоялась 20 и обратно мы приехали 21 вечером. Стартовали от Стокгольма к Упсале из местечка Алвик, где был финиш марафона. Такое решение диктовалось экономией времени и прогнозом погоды и ветра. Погода была идеальной — утром –17, днем отпустило до –7, солнце, ветер очень слабый и почти попутный. Первые 20 км ледовая дорога не выглядела идеальной, хотя и плохой её назвать нельзя. На этом участке был один обход полыньи около электростанции на берегу. На 23–28 километрах дорожка значительно ухудшилась и в одном месте была задута снегом совсем — пришлось метров 300 пройтись пешечком. За два километра до местечка Кунгсенген дистанция вдруг стала расчищенной и широкой. А после перехода из одного озера в другое (метров 250) и уже до самого финиша пошла идеальная почищенная ледовая дорога — марафон проходит по регулярно обслуживаемым трассам. Дальше было два обхода: первый метров 400 — камыши со слабым льдом, второй 2 км — протока между озер в местечке Ериксунд с открытой водой. Один раз видели на трассе трактор, который её чистил. В середине дня, особенно у городка Сигтуна, и потом уже у Упсалы народу на льду было довольно много — развлечение у шведов действительно довольно популярное. Сама поездка проходила в формате прогулки, то есть без гонки. В Сигтуне после 50 км дистанции зашли в кафе. Пришлось зайти не в дешевое на пристани, а в самом городке, так как на пристани не брали кредитки, а шведских крон у нас не было. Группа держалась довольно ровно, все приехали на финиш в течение 20 мин.

Всего по треку получилось чуть больше 79 км. Средняя скорость на коньках в движении получилась 12,3 км/ч, то есть в движении я провел примерно 6,5 часов. Максимальная скорость на коньках по GPS — 25 км/ч. Ехать быстро было не очень комфортно, так как на льду полно продольных трещин, куда попадает конек и можно упасть, так что надо успевать смотреть под ноги. Интересно, как часто падают марафонцы-гонщики, ведь они пролетают эту дистанцию за три часа? Стартовали мы в восьмом часу, финишировал я ровно в четыре на 10 мин раньше всех. Ехал на коньках с лыжными креплениями и в лыжных «коньковых» ботинках и с палками. Палками пользовался только на сложных участках со снегом на первых 30 км.


Схема маршрута.

Трек конькобежцев.

По дистанции проехало 9 человек от ВелоПитера, из них двое на коньках.
На ВелоПитере всё обсуждение велось тут.
А после поездки в велопутеводителе появилась такая статья.


На старте. Выгружаемся.


Начало дистанции. На коньках ехать можно.


Слава -- ВелоПитерец из Хельсинки


Сергей -- второй участник на коньках. Коньки самодельные.


Илья Гуревич и Константин Шемяк -- холодно.


Поехали!


Дорога ухудшается.


Трассу за неделю задуло снегом. Пешком.


Но пешком идти не долго -- дальше расчищенные трассы до самой Упаслы.


Велосипедисты на льду.


Карта расчищенных трасс.


Дорожки на льду около Сигтуны.


Королевский замок Скоклостер.


Сергей. Пройдено 70 километров.


Развилка ледовых дорог.


Дорога к финишу.


Финишировали.

Еще фотографии от Виктора Сараева тут

Хостинг от uCoz